ПОСОБИЕ

Документ ООН «Основные принципы и руководящие положения,
 касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба
для жертв грубых нарушений международных норм
в области прав человека и серьезных нарушений
международного гуманитарного права»
определяет механизмы, формы, процедуры и
методы осуществления имеющихся
правовых обязательств государств согласно
международным нормам в области прав человека
и международного гуманитарного права.

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА (и предуведомление) ОГЛАВЛЕНИЕ  

В преамбуле документа ООН указано:

«Комиссия по правам человека, ссылаясь на положения, обеспечивающие право на правовую защиту для жертв нарушений международных норм в области прав человека,  которые содержатся во многих международных договорах, в частности в статье 8 Всеобщей декларации прав человека,  статье 2 Международного  пакта  о  гражданских  и  политических  правах,  статье  6 Международной  конвенции  о  ликвидации  всех форм расовой дискриминации, статье 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,  ...

ссылаясь на положения, обеспечивающие право на правовую защиту  для жертв  нарушений  международных  норм  в  области  прав  человека,  которые  содержатся  в  региональных  конвенциях,  в  частности  в  статье  7  Африканской хартии прав человека и народов,  статье  25 Американской  конвенции  о правах человека и статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ...

подтверждая,  что  Основные  принципы  и  руководящие  положения,  содержащиеся  в  настоящем  документе,  касаются  грубых  нарушений  международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права,  которые в силу их серьезности, представляют собой  оскорбление человеческого достоинства …

подчеркивая, что Основные  принципы  и  руководящие  положения,  содержащиеся в настоящем документе, не создают новых международных или внутренних правовых обязательств, а определяют механизмы, формы, процедуры и методы  осуществления  имеющихся  правовых  обязательств  в  соответствии  с международными нормами в области прав человека и международного гуманитарного  права,  которые  дополняют  друга,  хотя  и  различны  по  охватываемым ими нормам, ...

будучи  убеждена  в  том,  что,  избирая  подход,  ориентированный  на  интересы жертв, международное сообщество подтверждает свою человеческую солидарность  с  жертвами  нарушений  международного  права,  в  том  числе  нарушений международных норм в области прав человека и международного гуманитарного права, а также с человечеством в целом, в соответствии с нижеследующими Основными принципами и руководящими положениями, ...».

 В документе указано, в частности:

1. Обязательство уважать, обеспечивать уважение и осуществлять международные нормы в области прав человека и международного гуманитарного права, предусмотренное соответствующими сводами норм, вытекает из:

а) договоров, стороной которых является государство;

b) обычного международного права;

с) национального законодательства каждого государства.

2. Государства, если они еще не сделали этого, должны, согласно требованиям международного права, обеспечить  соответствие  национального законодательства их международно-правовым обязательствам посредством:

a) включения международных  норм  в области  прав  человека и международного  гуманитарного  права  в  их  национальное  законодательство  или  их применения иным образом в рамках их национальной правовой системы;

b) принятия надлежащих эффективных законодательных и административных  процедур  и  других  соответствующих  мер,  обеспечивающих  на  справедливых условиях эффективный и незамедлительный доступ к правосудию;

с) обеспечения  адекватных,  эффективных,  быстрых  и  надлежащих средств правовой защиты, включая возмещение ущерба, которые определяются ниже;

d) создания  гарантии  того,  чтобы  их  национальное  законодательство обеспечивало, по меньшей мере, такой же уровень  защиты жертв, какой предусмотрен их международными обязательствами.   

8. Для  целей  настоящего документа жертвами  считаются лица,  которые  понесли  ущерб  индивидуально  или  коллективно,  включая  физический  или  психический  вред,  душевное  страдание,  материальные  потери  или  существенное ущемление  их  основополагающих  прав,  в  результате  действий  или  бездействия, которые являются грубыми нарушениями международных норм в области прав  человека  или  серьезными  нарушениями  международного  гуманитарного права. В применимых случаях и в соответствии с национальным законодательством под «жертвой» может пониматься также прямой член семьи или иждивенец непосредственно пострадавшего лица,  а  также лица,  которым при вмешательстве  с  целью  оказания  помощи  находящимся  в  бедственном  положении жертвам или предотвращения дальнейших нарушений был нанесен ущерб.  

10. К жертвам следует относиться гуманно и с уважением к их достоинству и правам  человека,  при  этом  должны  приниматься  соответствующие  меры  для обеспечения  безопасности,  физического  и  психологического  благополучия  и неприкосновенности частной жизни как их самих, так и их родственников. Государству  следует  обеспечить  в  своих  национальных  законах  максимально возможные  гарантии  того,  чтобы  лица,  подвергшиеся  насилию  или  испытавшие посттравматический шок, были окружены особым вниманием и заботой во избежание повторного травмирования их психики в ходе юридических и административных процедур, направленных на  обеспечение  справедливости и  возмещение ущерба.

11. Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушениях международного гуманитарного  права  включают  в  себя,  согласно  нормам  международного  права,  право жертв на следующее:

a) равноправный и эффективный доступ к правосудию;

b) адекватное, реальное и быстрое возмещение понесенного ущерба;

c) доступ  к  соответствующей информации  о  нарушениях  прав и механизмах возмещения ущерба.

12. Жертва грубого нарушения международных норм в области прав человека или  серьезного  нарушения  международного  гуманитарного  права  должна иметь равноправный доступ к эффективным судебным средствам правовой защиты,  как  это  предусмотрено  международным  правом.  Другие  средства, имеющиеся  в  распоряжении  жертв,  включают  доступ  к  административным  и иным органам, а также к механизмам, формам и процедурам, существующим в соответствии  с  национальным  законодательством. Вытекающие из международного права обязательства по обеспечению права на доступ к правосудию и на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство должны быть закреплены в национальных законах. Для этой цели государствам следует:

а) распространять  по  государственным  и  частным  каналам  информацию о всех доступных средствах правовой защиты, применяемых в случае грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права;

b) принимать меры для сведения к минимуму неудобств для жертв и их представителей, надлежащей защиты их частной жизни и обеспечения защиты жертв, а также их семей и свидетелей от запугивания и репрессалий до, в ходе и после судебных, административных или иных процедур,  затрагивающих интересы жертв;

с) оказывать  необходимую  помощь  жертвам,  стремящимся  получить доступ к правосудию;

d) предоставлять  все  соответствующие  правовые,  дипломатические  и консульские возможности для обеспечения жертвам возможности осуществления их прав на использование средств правовой защиты в связи с грубыми нарушениями международных норм в области прав человека или серьезными нарушениями международного гуманитарного права.

13. Помимо  индивидуального  доступа  к  правосудию,  государствам  следует стремиться  к  разработке  процедур,  позволяющих  группам  жертв  предъявлять коллективные иски о возмещении ущерба и получать  компенсацию в установленном порядке.

14. Адекватное,  эффективное и быстрое  средство правовой защиты  при  грубых нарушениях международных норм в области прав человека или серьезных нарушениях международного гуманитарного права должно включать использование всех имеющихся и надлежащих международных процедур, в рамках которых заинтересованное лицо может иметь правосубъектность, и оно не должно ограничивать использование каких-либо других внутренних средств правовой защиты». 

Документ принят 25 июля 2005 года Экономическим и Социальным Советом Организации Объединенных Наций и, ранее, Комиссией по правам человека. Он не создает новых международных или внутренних правовых обязательств России. Комитет против пыток ООН, Комиссия по правам человека ООН, Европейский Суд по правам человека и другие международные органы давно применяют нормы, изложенные в документе. Документ опубликован ООН осенью 2005 года, в том числе на русском языке. 

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА (и предуведомление) ОГЛАВЛЕНИЕ  

Hosted by uCoz